Отвозила утром Льва в детский сад. Это тихая улица, частные дома. За 30 метров до сада на проезжей части мужчина. Опирается на две трости-костыля, координация движений нарушена. Ок, я спешу, но постоять две минуты, пока человек перейдет, могу.
Но вот что-то в его поведении не так, даже с учетом подозрения на расстройство. То ли переходит, то ли не переходит. Объезжаю. Останавливаюсь у сада. В зеркало заднего вида вижу, что при появлении следующих машин мужчина не отходит, а намеренно выходит на проезжую часть…
А дальше все пошло очень быстро. Пока я вышла, изнутри уже открыв багажник, чтобы достать самокат Льва, мужчина успел оказаться у машины. Как-то слишком быстро для человека с ограниченными двигательными способностями. На ходу он говорил что-то невнятное, что заставляло меня вслушиваться и терять время реакции. И за следующие несколько секунд он успел оказаться у передней пассажирской двери, открыть ее и начать садиться!
У меня в машине ребенок… Поэтому во мне по щелчку включился американский полицейский. Тот самый, который при одном неловком движении подозреваемого достает пистолет и командует: «Руки! Руки, чтобы я видел! На землю!».
Я не помню, как за пару секунд я успела поставить самокат, захлопнуть багажник, оказаться рядом с дверью, достать мужчину, как он оказался в метре от нее, как закрыла машину на все замки и ребенка в ней. Я не знаю, что означала фраза «так ты одна». Я громко и внятно командовала: «Отошел от машины! Отошел на три метра! Быстро!»
У меня в жизни было много разных ситуаций. После каждой такой я разбиралась — что конкретно сделали эти люди, чтобы притупить мою реакцию, мое ощущение опасности, как они отобрали время на оценку ситуации и где я сама себя обманула.
Я не просто так повторяю на лекциях — учитесь объективно описывать реальность, «что я вижу на самом деле?».
Мозг говорит вам, что перед вами человек с ограниченными физическими способностями, "ведь у него в руках костыли". Но на самом деле я вижу мужчину на две головы меня выше, минимум в полтора раза тяжелее и с двумя палками в руках. В 19 веке мужчины носили трости не для красоты. Это было средство самозащиты. Часто в них заливали свинец, а в некоторых внутри был клинок.
Мозг говорит вам, что человек, наверное, плохо соображает, ведь у него вроде бы нарушена координация... Но что на самом деле делал этот человек? Он максимально быстро сократил физическую дистанцию, использовал момент моей занятости, без разрешения даже на визуальный контакт нарушил мою территорию. Это было слишком быстро для него.
Лет десять назад я дала себе право на применение силы в случаях угрозы безопасности. У меня в голове четко обозначены мои границы, моя территория, время на сближение. Как только что-то из этого грубо нарушается, включается режим «протокола». В эти моменты я не разбираюсь в «багатом внутреннем мире», «а вдруг я не так поняла», «а вдруг человек совсем не это имел в виду». Сначала безопасность, потом по делу. Поведение второго человека — его ответственность, а не моя.
Есть ли у вас «протоколы» безопасности? Задумывались ли вы о них?