О современном концептуальном искусстве и его восприятии в нашем обществе - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
Хотелось бы поговорить о концептуальном и эмоциональном. Это термины, которые очень прочно вошли в искусствоведение, и они обозначают два разных подхода в искусстве.
Дело в том, что за все время существования школы (школы фотографии Виктора Марущенко – ред.), а нам уже 13-й год, через нас, через все наши программы прошло около двух тысяч человек. За это время очень сильно изменилась жизнь, изменились технологии, развились наши гаджеты, все стало более совершенным. Но вот сознание и вкусы людей меняются как-то недостаточно. Хотя в мире происходят большие изменения, особенно в области визуального искусства. Прежде всего, я хочу сказать о медийном арт-пространстве, которое очень сильно развилось после появления цифровой техники, фотоаппарат и видеокамера стали неотъемлемой частью инструментов художника.
Безусловно, художники, работающие в современном мире, более концептуальны и меньше работают с формой. Если говорить о современном искусстве, это принимает все более широкие масштабы.
Мы говорим о том, что современный художник работает больше со смыслом, чем с формой.
К сожалению, мы не видим этих изменений у нас. С чем это связано? Довольно сложно сказать. Возможно, с тем, что образование у нас застыло и не развивается. Возможно с тем, что, все-таки, для нас более близка, наверное, эмоциональная сторона искусства, то есть мы любим больше красивое, формальное, в хорошей раме, добротное, и чтобы можно было повесить на стену...
Если говорить о концептуальном, как его воспринимать, то я думаю, это идеи, которые возникают у художника, и которые он потом реализует при помощи изображения. Эти два подхода - то же самое, как если вы хотите построить людей, вы можете построить их по росту (это будет формальное построение), а противоположное может быть построение по дате рождения, то есть дата рождения внешне создает хаос, но, тем не менее, есть внутренний порядок, который известен только тому, кто это сделал. Вот так и с концептуальным искусством – мы не должны искать его определения через форму, потому что форма уходит на двадцать пятое место, но мы должны знать, о чем говорит художник, или читать описания.
Сегодня, если посмотреть, чем занимаются художественные вузы в Западной Европе и Америке, безусловно, они все делают осмысленно, они работают над темами, что очень важно в современном искусстве, над тематикой, особенно в медийном плане, они очень усиленно работают с концептами и идеями, и в меньшей степени, наверное, работают с картинками, потому что картинка в современном искусстве очень минималистична.
Если говорить в целом о концептуальном искусстве, то оно возникло в начале прошлого века, но описано было в 60-х годах.
Первую статью, эссе «Концептуальное искусство», написал американский философ и музыкант Флинт в 61-м году, опубликовано оно было в 63-м, и потом уже концептуальное искусство стало очень сильно развиваться. Если говорить о начале века, то, безусловно, нужно вспомнить Малевича с его супрематизмом и желанием перевести весь окружающий мир в геометрические фигуры, а также Дюшана с его Фонтаном – унитазом, который он передвигал по выставочному пространству и придавал этому новые смыслы.
Для нас все-таки больше свойственна формальная, или эмоциональная сторона.
Если даже посмотреть на нашу религию и сравнить ее с протестантской, безусловно, у нас все очень напыщенно, красиво, все хорошо пахнет, блестит, и иногда люди даже теряют смысл, почему они находятся в церкви. Теряют и тексты молитвы, не принимают участия в литургии. Если мы посмотрим на протестантов, у них полный контакт с епископом, у них полное взаимопонимание, они работают со священными текстами, затем они слушают проповедь, затем вместе обедают. Все в церкви лаконично, кроме распятия, нет никаких икон и украшения. Все это отразилось, судя по всему, на мире искусства, потому что то, что сегодня происходит в современном искусстве, для нас странно и непонятно.
Должны ли мы заниматься концептуальным искусством? Думаю, не все.
Концептуальное искусство не должно становиться у нас модой, хотя осмысленным искусством мы заниматься должны.
Мы стараемся заниматься этим в школе, хотим, чтобы ученики, которые занимаются у нас фотографией, больше раскрывались, больше производили осмысленные действия в фотографии и находили свою тему. Чтобы они вырывались за рамки отдельных фотографий.