О том, как вынужден зарабатывать журналист в современном мире, и какое это отношение имеет к проекту Another Crimea, в котором аннексированный полуостров западные фотографы назвали российским и изобразили счастливым - в видеоблоге Виктора Марущенко для ONLINE.UA
Продолжаем тему, о которой мы говорили в прошлый раз – это фотопроект Another Crimea, «Другой Крым», сделанный известными западными фотокорреспондентами в Крыму в 2014 году и опубликованный в этом к двухлетию аннексии. Дело в том, что эта тема получила продолжение, особенно в профессиональных кругах, и мы ее поднимали у нас в фотошколе. Мы специально даже пригласили известную фотожурналистку, волонтера Викторию Ивлеву. Она провела у нас лекцию, которая перешла потом в дискуссию, мы узнали много интересного. Мы продолжали эту тему в более узком кругу и пришли к следующим выводам: возможно, сегодня (мы будем говорить сегодня только о фотожурналистике или документальной фотографии, информационной фотографии) идет мировая реорганизация этой огромной сети.
Дело в том, что когда была пленка, был определенный престиж профессии, была иерархия, было финансирование, работа эта хорошо оплачивалась. Сегодня наблюдается немного другая тенденция, когда фактически каждый цивилизованный человек имеет гаджеты, которыми он может пользоваться. И мы видим события последних лет, особенно это касается терактов, в частности, последнего теракта в Брюсселе, когда случайные прохожие становятся корреспондентами, снимают, а затем у них эти сюжеты выкупают мировые информационные агентства. Такая тенденция сегодня есть, более того, есть еще такая особенность, что крупные агентства скупают информационную фотографию (да и не только). Особенно, если при этом есть и фотобанк – как существует Getty Images, крупнейший в мире фотобанк, но имеющий еще и информационные агентства. Они скупают фотографии через социальные сети, отсматривают внимательно не только Facebook, но также и такие специальные места как Flickr, и т.п.
Поэтому сегодня появились трудности для элементарного заработка для фотографов в крупных мировых агентствах. Возможно, это является определенной причиной того, что люди заангажированные, имеющие постоянную работу в таких агентствах как, например, Magnum, не имеют постоянной работы и постоянно заработка.
Фактически Magnum сегодня больше существует как агентство, выдающее некий мандат, право на съемку, чем место, которое позволяет фотографу заработать.
Но на этом фоне вырисовывается другой тип современного фотографа, который работает с темами или информацией. Это человек, который сам себя финансирует: он выполняет коммерческие заказы, или занимается совсем другой профессией, а в свободное время работает над крупными темами, исследуя определенные места или общественные, социальные группы.
Это сегодня становится уже определенным трендом, когда такой ценой получается независимость – не за счет того, что ты попадаешь в агентство, которое имеет мировую славу, которое прославилось своей независимостью, в котором работали легендарные мировые фотографы.
Она заключается в том, что ты абсолютно одинок, ты зарабатываешь деньги при помощи камеры или при помощи какой-то другой профессии, эти деньги ты инвестируешь в себя и, таким образом, получаешь абсолютную свободу и право или возможность абсолютно свободно выражаться.
Эти тенденции сегодня есть и в Америке, они коснулись и украинской фотографии. Мы видим новый тип таких фотографов, которые выполняют, в общем-то, заказы от населения, снимая какие-то фотосессии или свадьбы, создают определенный капитал, которым они пользуются для своей творческой деятельности. Эта тенденция наблюдается уже достаточно давно – сейчас на сайте Bird in Flight появилось интервью Сергея Максимишина, известного фотожурналиста из Санкт-Петербурга, который рассказывал, что даже мировые звезды не отказываются от таких крупных заказов, как съемка для банков. Он приводит конкретные фамилии, в частности, называет известного Себастьяна Сальгадо, который прогремел сейчас своим огромным десятилетним проектом «Генезис». Тем не менее, он тоже выполняет такие работы, судя по всему, за приличные деньги. Если это коснулось даже таких мировых величин, то простых фотографов, которые хотят быть свободными и честно работать, это касается еще в большей степени.
Поэтому, возможно, это одна из версий того, что фотографы, которые сделали проект «Другой Крым», поступили так из меркантильных соображений. Есть такая версия, которая имеет право на жизнь.