О том, как на примере из сферы фотографии можно увидеть стремление многих украинцев "не замечать" войну и другие беды страны, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
На прошлой неделе в нашей фотошколе состоялась защита проектов, защищались шесть человек. Все показали хорошие проекты. Но в конце, на обсуждении, встал один из преподавателей и сказал, что все это никуда не годится. Что проекты хорошие, но они абсолютно из другой жизни. Он имел в виду, что они совершенно не отражают жизнь страны.
Мы с этим сталкивались давно. В принципе, у нас так построена вся методика обучения, что мы не педалируем темы, направленность людей. Фотография сегодня многообразна. Поэтому у нас система построена на базовых знаниях, раскрытии творческих способностей, а потом человек уже выбирает свое направление.
Читайте также: Украина погружается в абсурд: несколько ярких примеров
Но мы уже давно заметили, что с начала событий на Майдане и чуть позже, когда началась АТО, люди уходят от этой темы, вообще от актуальных тем... Фотографии совершенно не отражают того, что происходит: тревоги, безденежья, эмоционального кризиса, военных действий на востоке и так далее.
Они придумывают свою фотографию, которая к реальности нашей никакого отношения не имеет, хотя она тоже реальна. Фотография же, в отличие от живописи, где художник начинает с чистого листа, устроена совершенно по-другому: вы берете и вычленяете из окружающего мира то, что вас интересует.
Кто сегодня вообще фотограф-художник, как мы его можем представлять? Скорее всего, это не тот, кто полирует свою фотографию. Это тот, кто пропускает окружающую жизнь через себя, а потом обобщает ее и выражается при помощи визуальных образов.
Очень важно образное мышление. С другой стороны – актуальность этого образного мышления... Но та масса людей, которая через нас проходит, боится актуальности и уходит от этого.
С чем это связано? Я уже неоднократно анализировал ситуацию, я думаю, скорее всего, это связано с гражданственностью. Тем, насколько люди являются членами гражданского общества.
Было много случаев, когда гражданское общество не срабатывало. Я помню хорошо, как еще 10 лет назад наша выпускница Женя Белорусец, известная сегодня художница, нашла на Гоголевской (в Киеве, - ONLINE.UA) дом, который выставили на продажу вместе с жильцами.
Люди эти жили ужасно, были отключены вода, тепло, в общем, ничего там не работало. И она начала их снимать, поскольку она чувствительна к несправедливости, и социальная тематика – ее.
Она много лет снимала, года три, наверное. А потом отправила эти фотографии в Британию, в газету Guardian, и получила там премию. Эту премию она использовала для того, чтобы сделать большую выставку. Сделала ее, были приглашены все украинские телеканалы.
Все прошло, каналы показали в новостях сюжет, и на этом все закончилось. На вернисаже съели бутерброды, выпили вино, и все разошлись спокойно, а утром забыли. А люди продолжали жить. То есть, не сработало то, что должно было состояться. Выставка должна была стрельнуть, привлечь внимание власть имущих, общества к проблеме нескольких семей, которые жили в 21-м веке в центре города в ужасных условиях.
Оно все не сработало. Я Женю видел несколько дней назад, она сказала, что только сейчас эти люди получили квартиры. То есть, прошло более 10 лет с того момента, как дом был выставлен на продажу. Судя по всему, его будут либо сносить, либо реконструировать. В общем, добрались уже до этого. А так жизнь этих людей никого не интересовала.
Эти вещи (в нашей школе) касаются, в общем-то, людей достаточно высокого социального уровня. Целевая группа у нас – это интеллигенция, с более-менее стабильным достатком. Я не могу сказать, что они очень богатые или бедные, но люди эти - техническая интеллигенция, менеджеры разных уровней, маркетологи, рекламисты, художники, очень много фотографов.
То есть, это люди, которые обладают определенными интеллектом и творческими возможностями и способностями. Тем не менее, они уходят от очень важных для нас тем, имея такие инструменты, как камеру и слово (потому что можно и мультимедийные проекты делать).
И в то же время я знаю нескольких зарубежных фотографов, которые сегодня снимают те темы, которые должны были бы мы снимать. Но они приезжают из других стран и их снимают, потому что, я думаю, происходящее с нами - не только наши проблемы, но и общечеловеческие...
Вот такая история, которая поставила очень много вопросов.