О малозамеченном, но по-настоящему революционном событии в Киеве, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
На фоне всех мировых событий, событий у нас в стране (например, в Киеве в связи с Андреевским спуском) произошло одно небольшое событие, которое прошло незамеченным, но, на мой взгляд, является революционным. Студенты Художественной академии провели акцию, которую они назвали "Художественным жестом", сообщив о том, что в Академии открывается факультет актуального искусства.
Тут нужно сделать пояснение: Академия возникла в 1917 году, в революционное время, в Украинской народной республике. Первым ректором был Федор Кричевский, вторым - Григорий Нарбут. Это была очень революционная академия, она брала на себя много авангардных художественных решений. Этим она и прославилась в те годы.
Читайте также: Киев теряет Андреевский спуск: главная опасность Театра на Подоле
Впоследствии, уже в советское время, Академия превратилась в место подготовки кадров идеологических художников, которые в основном работали для монументального искусства, создавали панно на советские темы — то, что мы сегодня декоммунизируем.
И в момент перестройки, в начале независимости Украины, в 1991-м году выяснилось, что те люди, которые работали и прославляли Ленина, там и остались. Более того, они остались, судя по всему, до сегодняшнего дня. Я не сильно этим интересовался, но думаю, что многие работают и сегодня. Фактически, они перекрасились, Ленина поменяли на Христа, звезды поменяли на национальную символику, и, в общем-то, все идет по плану.
Но молодежь сегодня это не устраивает - все мировое искусство ушло от такого ремесла в сторону смыслов и идей, того, что сегодня называется современным, актуальным искусством, contemporary art – во всех академиях сегодня, кроме рисовать-писать, можно еще и проводить акции, обучаться этому, делать перфомансы, инсталяции, видео-фото арт и так далее. Но ничего подобного в нашей Академии нет.
Волнения начались уже давно, и все попытки открыть факультет, имеющий отношение к современному искусству, разбивались о стену. И мы получили сегодня результат, студенты сами взяли инициативу на себя и стали проводить такие, очень деликатные, без всякого нарушения акции провокативного характера. Возможно, для того, чтобы вступить с руководством вуза в какой-то диалог. Потому что до сих пор все это дело замалчивали.
На самом деле, конкретные волнения начались в сентябре-октябре, когда одна из студенток провела акцию "В дверях". И она (студентка живописного факультета, я фамилии специально не называю, все это можно найти) провела акцию - вместо художественной работы перформанс, который заключался в том, что она села на входе и на асфальте писала то, что думает об Академии.
Там много было пунктов. В одном из них она говорит, что Академия - это консервированный помидор из разбитой банки. Все в рамках приличий, но реакции фактически никакой не было.
Все-таки, удалось на этой волне взять интервью у ректора, которое было опубликовано в студенческой газете "Воно". Ректор говорил о том, что надежд никаких нет — у нас нету денег, некому этим заниматься. И надежды на то, чтобы каким-то образом обновить Академию, нет, мы не имеем такой возможности.
Но вот проходит эта акция, "Художественный жест", студенты объявляют о том, что в Академии открывается факультет актуального искусства. И Академия на своем сайте вынуждена давать опровержение.
Случай небывалый, когда появляется реакция Академии. Сейчас все замерли, руководство Академии и вся профессура в растерянности и не знают, что делать. Студенты держат инициативу в своих руках, и, возможно, возникнет хотя бы разговор о том, как реорганизовать вуз и сделать его более современным.
Я считаю, что это случай беспрецедентный. Думаю, что он может спровоцировать акции в других вузах, потому что, действительно, все зафаршировано, все законсервировано, и очень мало того, что происходит сегодня в мире, мы можем получить в современном украинском образовании.
Наши студенты сегодня очень много передвигаются по миру и много видят, они душой чувствуют, что систему нужно менять. Система абсолютно не работает, она законсервировала не только образование, но и преподавателей, которые достигли очень уважаемого возраста, но должны, наверное, уступить дорогу молодым. Вопрос — кому?
Читайте также: О схемах в искусстве: как украинские художники продают картины по 100 тысяч
Тем не менее, мы знаем, что современное искусство у нас в стране есть, мы участвуем в Биеналле в Венеции, у нас есть Институт проблем современного искусства, у нас есть другие художники и другие организации, есть альтернативное образование. Поэтому будем наблюдать за этим очень интересным событием, которое, я думаю, должно быть резонансным.