Как автомат без патронов: зачем ученые Украины вышли на крупнейший протест
Категорія
Блоги
Дата публікації

Как автомат без патронов: зачем ученые Украины вышли на крупнейший протест

Антон Сененко
Антон Сененко

О том, зачем украинские ученые выходили с протестом под Раду, и чего они этим добились - в видеоблоге Антона Сененко на ONLINE.UA

Здравствуйте, дорогие друзья. В своем прошлом выпуске блога я обещал вам рассказать о реформах научной сферы, которые происходят прямо сейчас. Реформах, которые позволят вывести нашу украинскую научную сферу в европейское исследовательское пространство, и наша наука станет прорывной, а мы начнем получать Нобелевские премии.

Как ни странно, свой рассказ сегодня я начну с протестов научных сотрудников, которые произошли вот буквально несколько дней назад.

Это были на моей памяти, наверное, крупнейшие протесты, и вообще это, наверное, были самые большие протесты ученых за последние 20 лет, потому что вышло несколько тысяч человек, они перекрыли улицы.

И обыкновенному гражданину может показаться, что они просто просили денег, они просили зарплату и тому подобное. На самом деле, это не так.

Реформы и протесты ученых сейчас напрямую связаны. Объясню это таким способом: представьте себе, что вам на реформирование армии, на то, чтобы армия была более боеспособной, выделили определенную сумму денег. Начали закупать вооружение, самолеты, автоматы и так далее. А потом, во время проведения этих реформ, половину суммы просто забрали обратно. В итоге автоматы оказались без патронов, самолеты остались без керосина... И даже если говорить, например, про Национальную полицию и реформирование этой структуры, то, как бы, им купили машины, им купили пистолеты, но забыли купить берцы – они поехали на вызовы в шлепанцах.

То же самое де-факто происходит и здесь. Весь прошлый год, и вообще последние два года, эксперты и научная среда создавали основание для проведения реформ, в том числе был написан новый закон «Про наукову і науково-технічну діяльність». С этого года стартовала фактическая реализация этих реформ.

Реформирование предполагает вот такую штуку: самое главное, что будет создано в этом году, если мы успеем, это будет создание Национального фонда исследований. Это тот фонд, который позволит не только прозрачно распределять грантовое финансирование между учеными и научными группами, но также привлекать частные инвестиции. Конечно, там есть вопросы по законодательству, но мы над ними работаем.

Так вот, для того, чтобы этот Национальный фонд исследований был создан и получил контролирующие органы, которые будут проверять прозрачность распределения средств, создается Национальный совет по науке и технологиям, который и будет определять стратегически направление всей научной сферы Украины. Вот в этом Национальном совете будет Научный комитет, который будет состоять из, по факту, лучших ученых Украины, с высокими индексами Хирша (это такие показатели), это будут не чиновники, в этом комитете не имеют права быть разнообразные руководители, например, институтов или университетов. То есть, действительно, люди с высокой репутацией, которые ее ценят.

И сейчас стартовал первый этап реформ, первый этап создания такой структуры, этого Научного комитета, который будет надзирать за Национальным фондом исследований, это создание Идентификационного комитета. Идентификационный комитет - по сути, временная структура, которая будет состоять из, в том числе, иностранных ученых, которые и сформируют список лучших украинских ученых деятелей, которые дальше будут следить за тем, чтобы в научной украинской сфере все было хорошо.

На данный момент на конкурс подалось порядка 60 человек, в том числе ученые из университета Гарварда, из университета Кента, Северного Техаса, Национальной американской лаборатории «Аргон», подались ученые из Израиля, из Италии, из Голландии, из Германии и так далее, и так далее.

То есть, реформа стартовала. По сути, ученые со своей стороны делают все возможное и необходимое для того, чтобы научная сфера в Украине получила новое дыхание.

Что произошло? Произошло то, что при предварительных договоренностях о сумме финансирования украинской научной сферы, под которую были рассчитаны реформы, на этот год нам дали на 30% меньше финансирования, и в итоге получилось, что, не создав еще структуры прозрачного финансирования, не создав структуры оценки, аудита научных учреждений, согласно которым их можно, например, эффективно оптимизировать, то есть, сократить, выявить неэффективные, мы уже сейчас, не имея всех этих вот структур, которые прописаны, должны как-то ужиматься. То есть, мы должны увольнять людей или закрывать научные учреждения, не понимая, на самом деле, что мы имеем.

То есть, мы не знаем, грубо говоря, боеспособности части, но мы ее убираем с первой линии фронта, так скажем. Это сложно, это трудно. И вот, по сути, этот протест ученых, многотысячный, и был нацелен на то, чтобы сохранить некий статус-кво для того, чтобы дать реформам жизнь. Для того, чтобы эти реформы были не просто возведением дома без крыши, который разрушится в итоге от дождя, а чтобы это было сразу полноценное сооружение. Любые реформы должны быть проведены до конца.

И, я подчеркну основной момент: на реформирование украинской научной сферы на этот год не хватало всего-навсего 700 миллионов гривен. Я говорю «всего-навсего», потому что наука — это стратегическое направление, без которого государство просто не способно существовать. Если сравнить эту сумму, в 700 миллионов, с теми суммами, которые пытаются заложить на строительство нового паркинга на Михайловской площади, или с коррупционными скандалами, связанными с выплатой денег липовым переселенцам, то, простите, это просто смешная сумма, от которой зависит будущее нашей страны.

Поэтому я хочу подчеркнуть, что когда кто-то вам говорит о том, что ученые просто просят денег, вы должны сразу понимать, что они просят денег не на зарплату. Они просят деньги на завершение реформ, без которых научная сфера не сможет выйти за рамки, так скажем, постсоветской модели, потому что у нас даже не советская модель.

Есть радостные новости: вот эти протесты, которые прошли несколько дней назад, можно сказать, возымели свое действие, потому что ученым Украины, по слухам, в июне предоставят 483 миллиона гривен на завершение реформ. Конечно, это не 700 миллионов, которые должны были по факту дать, но полгода прошло и, по сути, уже нанесен серьезный удар по научному потенциалу Украины.

Но мы надеемся, что эта сумма даст возможность нам форсировать процесс, который уже сейчас начал немножечко подтормаживать. То есть, сейчас уже мы немножечко отстаем по срокам по созданию Идентификационного комитета, Научного комитета. И, в том числе, это связано с тем, что у нас поменялся Кабинет министров Украины. Сейчас многим людям там не до науки. Но мы возлагаем большие надежды на нового министра образования и науки Лилию Гриневич, потому что она себя очень хорошо зарекомендовала в Комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования. И, по сути, большинство реформ, которые сейчас двигаются, в том числе, в своем базисе, имеют инициативу пани Лилии.

Так что – победим. До встречи в новых блогах, спасибо!

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?