О том, кому нужен шум вокруг законопроектов об украинском языке, - в блоге Алексея Голобуцкого на ONLINE.UA
В профильном комитете ВР сейчас согласовывают три законопроекта о статусе украинского языка как государственного. Авторы всех трёх версий принципиальных разногласий не имеют, поэтому окончательный вариант будет готов к рассмотрению в сессионном зале в кратчайшие сроки. В ситуацию уже вцепились российские пропагандистские СМИ: новостные агрегаторы дают около 50 ссылок на новость, и все - на российские либо сепаратистские СМИ. Украинский как язык межнационального общения обеспокоил "Новороссию", "Бессарабию", "Макеевку", "Горловку", "Краматорск", а также всякие "Вести" с шариями. В украинском сегменте не то, что нет паники - тема вообще прошла достаточно скромно и в рабочем порядке.
Заодно Кремлём были подключены к ситуации и внешние ресурсы: не зря же тратятся на их содержание. В частности, министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил: "Мы ясно дали ему [премьеру Украины] понять, что не потерпим никаких поправок - ни к закону об образовании, ни к закону об использовании языка".
Однако важной в ситуации является отнюдь не демонстрация масштабов российского оплаченного влияния. На самом деле, подобные заявления - это "битва авторитетов". У нас и с Венгрией, и с Румынией (основные источники формирования национальных анклавов в Украине путём раздачи своих паспортов) общие экономические, геополитические, военные интересы, как в краткосрочной, так и в отдалённой перспективах.
Процесс формирования регионального геополитического узла на базе Вышеградской четвёрки будет развиваться по нарастающей. И именно в рамках этого процесса сейчас идёт выяснение, как распределятся роли, кто будет "ведущим", а кто - "ведомым", кто в большей мере будет диктовать свои условия и сумеет поставить именно свои интересы в приоритет. И заявление относительно статуса украинского (абстрактное, по сути: в ЕС отношение к языкам меньшинств и содействие им государства, на самом деле, значительно отличается от популярных спекуляций России и украинских пророссийских сил; это касается и образования, и госуслуг, и межнационального общения) - это именно "проба на авторитет".
Этому есть вполне рациональное объяснение: Украина больше территориально, богаче по ресурсам, имеет более выгодное географическое положение. То есть, имеются все основания для претензий на роль, как минимум, одного из ведущих, но точно не ведомого. Но пока у нас война и экономический кризис, то кто же откажется от попыток хоть немного нас "подвинуть"? В международной политике нет друзей - только интересы. И даже если интересы в целом совпадают, всё равно каждое государство просто обязано в любой ситуации пытаться выбить себе максимум преференций и ослабить позиции потенциального конкурента.
В общем, никаких особых последствий принятие нормального закона о статусе госязыка иметь не будет. Обычный рабочий момент.
Да, та же Венгрия (точнее, отдельные политические силы с известным источником финансирования) вполне может попытаться вдогонку воспользоваться украинцами с венгерскими паспортами на Закарпатье для изображения "общественного возмущения". На что мы вполне обоснованно обвиним их в попытке дискриминации части наших граждан венгерского происхождения. Просто покажем результаты ЗНО по украинскому языку: дети не владеют государственным, поэтому менее конкурентоспособны на рынке труда, не смогут поступить в украинские вузы. И Украина просто не имела права и дальше игнорировать столь явную дискриминацию. Так что эти дети таки получат знания государственного языка, и это никак не связано с наличием и статусом любого регионального языка. Со взрослыми – та же история, только аргументы чуть другие.
Вывод: у нас достаточно действительно серьёзных процессов, на которых следует сосредоточить внимание общества и законодателей, не отвлекаясь на подобные интермедии сомнительного происхождения.
Читайте также: Путин спешит вернуть Донбасс, но у него есть опасное условие