О том, как преодолеть стресс, причем не только переселенцам из Крыма и с Донбасса с их экстремальными ситуациями, а и другим людям, - в видеоблоге "Крымской диаспоры" на ONLINE.UA
Меня зовут Евгений Москаленко, я психолог и тренер по коммуникациям - в бизнесе и в личной жизни. Ибо вся наша деятельность – это коммуникации, попросту говоря – общение. Я – не переселенец, но уже больше полутора лет сотрудничаю с "Крымской диаспорой", провожу тренинги и индивидуальное консультирование для переселенцев.
И вот что я хочу сказать. Когда меня спрашивают, чем эти люди отличаются от непереселенцев, я говорю – не вижу, чем они вообще отличались бы. Люди как люди, просто попали в такие ситуации экстремальные. И каждый уже действует согласно себе, своему пониманию в такой ситуации.
Поскольку я тренирую именно коммуникативные навыки и способности людей, на что я обратил внимание – основная масса переселенцев, те, с кем я встречаюсь и для кого провожу тренинги, - это люди активные, это предприниматели. И они приходят на занятия, чтобы получить для себя что-то, что им поможет отстраивать заново бизнес или развивать его.
И тот стресс, в котором многие находятся, конечно, оказывает влияние на их общение - как по работе, так и в личной жизни, дома. Что бы я хотел порекомендовать? Я бы хотел порекомендовать всем следующее. Первое. Дело не в том, что вы стрессуете, не стрессуете, мы все, конечно, не хотели бы стрессовать. Но, если уж такое происходит, причины совершенно веские, это понятно.
Но что делать? Как сделать так, чтобы в коммуникациях этот стресс не влиял на качество общения?
Первое, самое главное - нужно осознать, что ты в стрессе. Как ни странно, это первый, что называется, шаг, чтобы быть эффективным даже когда ты в стрессовой ситуации, тем более, если она постоянная для тебя.
Почему это необходимо делать в первую очередь? Потому что тогда вы как бы автоматически, понимая, что вы в стрессе, будете больше обращать внимание на свои чувства и переживания в этот момент. И будете делать это скорее, чем обвинять кого-то другого в том, что это он вам доставляет беспокойство, назовем это так.
Дальше, следующий шаг: когда вы осознаете, что это вы стрессуете, а не окружающие вас напрягают, то, как бы, отделяете зерна от плевел. Окей, я стрессую, да. Но что поделаешь, мне же нужно дальше общаться. И вот для того, чтобы общаться дальше, следующий шаг - необходимо видеть, с кем ты общаешься.
Итак, первое. Мы уже не обвиняем другого в том, что мы в напряжении. Второе: благодаря этому, мы в состоянии видеть этого другого. Потому что в общении, в коммуникациях, будь-то на работе, в бизнесе, дома, самое главное – видеть, с кем ты общаешься. Что это значит? А в состоянии ли человек этот слышать тебя? Или, может быть, он тоже в таком состоянии, когда ему важно выговориться?
И когда мы видим другого, мы понимаем, как уже с ним общаться. То есть, мы адекватны. Поэтому секрет адекватности в общении - осознавать себя, свои эмоции, чувства. А также видеть, с кем ты общаешься.
Когда вы видите, с кем вы реально общаетесь, человек вообще в состоянии сейчас вас слышать, или нет (если он не в состоянии слышать, не надо его трогать), дайте ему выговориться. Если он в состоянии слышать, то тогда, конечно, вы говорите ему то, что вы от него хотите.
И вот третье, самое главное правило — обязательно, всегда держите обратную связь. Что бы вы ни сказали человеку, будьте внимательны, как он на это реагирует. Потому что обычно мы заинтересованы в том, чтобы что-то донести, и мы не видим. Мы сказать-то сказали, но не понимаем или боимся даже увидеть реакцию порой, что, возможно, она будет негативной.
А мы ведь при этом еще в стрессе, и это все как ком, напряжение накапливается в нас. Поэтому осознавайте себя, смотрите и будьте внимательны к тому, с кем вы общаетесь, в состоянии ли он с вами сейчас общаться.
Поэтому, повторюсь, третье. Когда вы что-либо предлагаете, обязательно будьте внимательны и держите обратную связь, то есть, спрашивайте его. Вот, по-простому даже, спросите: ну и что? Моя любимая фраза: ну, что ты скажешь? То есть, не то, что "нравится, не нравится". Это закрытый вопрос, с ответами да, нет, не знаю. А – ну что ты скажешь? И вы услышите, что человек думает по этому поводу.
Такие три важных совета хочу я вам дать, друзья. Будьте счастливы!