О фотографии и сферах культуры, в которых Украина отстает от мировых тенденций, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
На днях состоялся круглый стол – это был третий день большого фотографического семинара, который прошел на базе PinchukArtCentre, и который организовали молодые кураторы. Круглый стол был посвящен фотографическому образованию и организации музея фотографии. Собралось довольно много людей, фактически, все основные организаторы фотографического процесса в Украине. Были я, "ФотоКульт" (который сегодня работает немножко в другом ключе), Александр Ляпин, Костя Смолянинов из Львова и масса других людей.
Здесь надо сделать небольшое отступление. Есть области культуры и искусства, в которых Украина очень сильно отстает. Фотография - это такой сегмент культурной жизни, в котором мы очень сильно отстали. Весь мир давным-давно сделал рывок, фотография с приходом цифровой техники очень сильно изменилась, и во всем мире сегодня фотоаппарат и видеокамера стали частью творческого, художественного процесса.
Современный художник – это человек, который пользуется разным инструментарием, в том числе и фотоаппаратом. Есть еще такие вещи, как перформанс, акции и так далее. То есть, человек, работающий сегодня в области современного искусства, многофункционален, мультимедийен.
Если посмотреть на роль фотографии сегодня, то, пожалуй, только в Америке она осталась отдельным видом деятельности. Там в университетах есть факультеты, где выпускают фотографов. А в Европе, особенно в Германии, вся фотография ушла либо в дизайн, либо в новое искусство (или в свободное искусство, как они говорят), либо является составной части других видов деятельности.
Но, тем не менее, образование есть. Если вы хотите учиться в Академии искусств, то обязательно будете изучать фотографию с очень мощными профессорами, которые являются действующими фотографами, работающими в арт-пространстве.
Сегодня фотография многообразна, поэтому мы будем говорить только о творческой фотографии, не о коммерческой и не о фотожурналистике. И здесь можно говорить о творческой фотографии как о базе развития фотографа, который, все-таки, нуждается в образовании. Ведь сегодня уже фотография – это не ремесло, это работа со смыслами и идеями, с массой вещей, которые нужно предварительно изучить. Просто так войти в творческую фотографию нельзя, потому что она очень усложнилась с точки зрения и самого процесса, и попадания в контекст, и т.п.
И вот, когда мы собрались, сразу появилось очень много дополнительных вопросов, на которые фактически нет ответов. В Украине ситуация с культурой и искусством достаточно сложная. Но, тем не менее, люди, которые работают в этой области, должны делать свое дело.
Я считаю, что наша главная задача - тех, кто занимается альтернативным образованием — перевести его в государственное, в некое более официальное русло. Потому что альтернативное образование — вещь нелицензированная, и все эти сертификаты и дипломы, которые выдаются - это филькина грамота, которая никакого значения не имеет; здесь больше работает репутация заведения, чем документ, который выдается. Поэтому сегодня очень важно проникновение в государственные структуры.
Сегодня у нас фактически нигде не преподается история фотографии, хотя она является частью общей истории искусства. Послушать такой курс мы не можем.
Возможно, он скоро возникнет в Карпенко-Карого (Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого – ONLINE.UA), но только возникнет. На самом деле, сегодня история фотографии – это важнейшая часть, которую изучают во всех академиях.
И вот, возник вопрос по поводу фотографического музея - для кого этот музей, чем он будет заниматься. Это с одной стороны. С другой стороны, я вспоминаю предыдущее поколение фотографов, которые были очень мощными, сильными фотожурналистами: они поумирали, архивы попропадали…
Поэтому возникли очень сложные вопросы, и были разные предложения. Катя Радченко из Одессы, которая очень продуктивно работает со спонсорскими деньгами и с грантами, дала очень важные рекомендации. Саша Ляпин предложил вообще ничего не трогать и пустить все дело на самотек: мол, все оно утрясется, просто это произойдет не через десять лет, а, допустим, через сто, все выровняется. Я считаю, что необходимо объединять усилия всех небольших групп людей и делать совместные проекты, усиливая их таким совместным участием.
Если сегодня посмотреть на фотографию в мире, то она является частью большого визуального процесса: люди работают с новыми идеями, потом это выливается в общую визуальную картинку, начиная от постановок в театре и заканчивая, допустим, оформлением витрин. Я уже не говорю об архитектуре, дизайне и прочем. То есть, идет мощный процесс развития всего визуального, в котором фотография принимает участие. У нас же этого, к сожалению, нет. У нас фотография, в первую очередь, это способ зарабатывания денег, способ выжить.
Многие люди, которые приходят к нам в школу, говорят о том, что мы хотим поменять профессию, потому что она нас не удовлетворяет, она скучная, она приносит мало денег. А вот стану я фотографом, буду лучше зарабатывать. Это же полная профанация фотографии как искусства!
Использовать фотоаппарат для заработка, конечно, можно, но к фотографии это никакого отношения не имеет.
По поводу круглого стола - хочу сказать, что это была очень полезная встреча. То, что мы не приняли никаких решений – это не так страшно, важно, что начался процесс такого обсуждения. Я думаю, что мы периодически будем его повторять, доносить до власть имущих, чтобы они, возможно, обратили внимание на такую важную проблему. Потому что вопрос архивации – это же, в принципе, летопись страны. Насколько наши архивы будут сохранены, настолько мы потом сможем возвращаться в прошлое и достоверно восстанавливать историю. Поэтому я считаю это очень важным моментом, и благодарю ребят, которые все организовали. Думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении.