О несправедливости жизни в современной Украине, которую подчеркнули роскошные декларации чиновников и депутатов, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
Уже несколько лет подряд мы, в качестве продолжения учебного процесса в фотошколе, организовываем поездки в Берлин для того, чтобы смотреть там современное искусство и фотографию современную. Почему мы выбрали Берлин? Потому что, пожалуй, это наиболее дешевый город в Европе сегодня, кроме того, там около 600 галерей, 180 музеев, культурная жизнь кипит, две филармонии, два оперных театра и так далее.
В общем, для молодых людей, которые хотят побольше узнать и посмотреть, как живет культурная Европа, я думаю, Берлин – наиболее подходящий город. Потому что можно было бы, допустим, брать Лондон, но он в два-два с половиной раза дороже.
Мы ездим, делаем три-четыре поездки в году. Публику нашу можно разделить на три группы – это совсем бедные люди, студенты, которым мы помогаем: если у них совсем нет денег, мы везем их на машинах. Если им негде там жить, мы их там устраиваем к знакомым немцам. Ну, в общем, стараемся сделать поездку минимальной по затратам.
Есть средняя целевая группа, более успешные молодые люди, которые уже закончили учебные заведения, работают, зарабатывают достаточно много. В основном, это IT-шники, рекламисты, художники, фотографы и так далее. Они достаточно хорошо зарабатывают и оплачивают поездку. Ну и третья целевая группа - наиболее богатые люди, которые уже достаточно хорошо работают, топ-менеджеры в крупных фирмах, для которых фотография – хобби, и они хотят расширить свои познания в этой области.
Обычно у нас количество людей – от 10 до 20, иногда до 30 человек доходит... Доходило. Вот сейчас у нас была поездка, только что вернулись. Поездка была на Месяц европейской фотографии. Смогли поехать только четыре человека. С чем это связано? Безусловно, это связано с обнищанием.
И планировали еще летом, поскольку заранее была анонсирована эта поездка, ведь Европейский месяц фотографии проходит не каждый год. И это достаточно масштабное мероприятие - 500 различных фотохудожников, 150 выставок. И мы, конечно, там с ног сбились, потому что мы начинали программу в 10-10:30 и заканчивали поздно вечером. Пересмотрели огромное количество выставок, все вернулись с большими впечатлениями.
Но многие люди не смогли поехать. Сегодня, при том курсе, который существует, для людей потратить 500-700 евро на такую поездку – огромные затраты. Это затраты, которые, если перевести в гривны, конечно, не соответствуют нашим доходам.
Я уже в последние два-три года, после того, как началось это обнищание, устал смотреть на людей, которые... Ну просто обидно смотреть на людей, высокообразованных, имеющих большой интерес к тому, что мы им показываем, и когда мы заходим в книжный магазин, они не в состоянии купить за 10-15-20 евро книгу, которая им просто необходима. Они еле-еле нашкрябывают эти копейки, покупают книжку на последние деньги, радуются как дети. Это, конечно, трагедия для людей.
Мне в этот раз особенно было обидно, потому что мы как раз вернулись на вот это декларирование(подачу электронных деклараций, которая показала богатства украинских депутатов и чиновников, - ONLINE.UA), которое произошло в стране, оно, как бы, наложилось. И так я был под впечатлением и собирался об этом говорить, потому что ну не может молодой человек, работающий и зарабатывающий деньги, не позволить себе один раз в году поехать в Европу для того, чтобы походить в музеи и галереи. Ну не должно так быть.
Но тут, когда это все наложилось на декларирование наших власть имущих, конечно, я даже не знаю... Я стараюсь в политику не заходить и не комментировать эти все события, потому что я, слава Богу, в силу своего возраста, прошел разные страны, которые были в Украине, начиная от Советского Союза, заканчивая и Кучмой, и Януковичем, и всеми. Мы все это выстрадали, мы все это знаем.
И у нас были абсолютно другие планы, связанные с Майданом, и мы хотели все вместе построить абсолютно новую страну. И я скажу, что не хочу комментировать это все. У меня единственное слово, которое я могу подобрать для всего, что произошло с этим декларированием - несправедливость.
Мы построили очень несправедливое общество. Я уже не говорю о стариках, которые непонятно, как умирают и где, и не в состоянии оплачивать медицинскую помощь. Я больше всего волнуюсь за молодых людей, потому что, судя по постам, которые были в Facebook, я обратил внимание на то, что очень сильное разочарование у молодых людей до 30 лет.
Они тоже возлагали большие надежды, они прошли Майдан, мы в большой ответственности за их будущее. И, безусловно, у них огромное разочарование, некоторые пишут о том, что уже не знают, как жить в этой стране. И при том, что происходит, я прочитал еще цифру официальную, которая касается 2015-го года: из страны на работу выехало полмиллиона человек. 500 тысяч человек выехали на работу в страны Евросоюза. Это огромная цифра, это работающее население, которое покинуло страну и продолжает ее покидать.
Что тут можно сказать? Я противник эмиграции, я сторонник того, что человек может искать себя в любой точке земного шара, оставаясь украинцем, не принимая, допустим, гражданства. Но, я думаю, жизнь будет складываться по-другому, люди будут находить себе и другую родину, потому что мы знаем, что уже осело достаточное количество людей из Западной Украины, которые выехали в Испанию, Португалию. Они получили там легализацию, они там уже получили постоянное место жительства и прекрасно в этих странах работают.
То, что касается и IT-шников, и специалистов каких-то узких профилей, ученые, которые уезжают – это тоже факт. И, безусловно, лишают молодых людей надежды, а я считаю, что произошло именно это в результате декларирования, многие люди просто потеряли веру в будущее страны.
Поэтому я думаю, что тут нужно сделать очень серьезные выводы, в том числе моральные. Потому что то, что касается разбора, который будет дальше проходить, и все это будет каким-то образом меняться... Говорят, что нужно 40 лет, чтобы прошло, чтоб умер последний, кто вышел из Советского Союза. Но я думаю, что сегодня рождается новое поколение, которое становится еще хуже, чем совковые люди.
Я думаю, что молодые люди сегодня хваткие есть, которые потеряли совесть. И вместо того, чтобы строить общество нормальное и обеспечивать людей справедливо, они ведут себя не так, как необходимо.
Поэтому, я думаю, что вот то, что касается молодых людей - это самая большая проблема. Мы фактически утратили авторитет. Мы, более старшее поколение, потеряли авторитет в результате вот таких вот деяний.