О схемах в искусстве: как украинские художники продают картины по 100 тысяч
Категория
Блоги
Дата публикации

О схемах в искусстве: как украинские художники продают картины по 100 тысяч

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О тонкостях рынка искусства в Украине и украинских художниках в мировом контексте - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

Несколько дней назад искусствовед и педагог Академии искусств Ольга Балашова опубликовала статью на сайте "Украинская правда", где она анализирует современное украинское искусство. Эта статья произвела бурю, мнения разделились – одни Ольгу поддержали, другие критиковали и возмущались, обижали, оскорбляли, доходило и до этого. Поскольку мы занимаемся образованием, обучением фотографии, и фотография сегодня находится в контексте современного искусства, мы этим всем вопросам уделяем довольно много времени, включая даже базовый курс. У нас есть одно занятие, где мы стараемся структурировать и классифицировать фотографию.

Я, если говорить об этой статье, Ольгу абсолютно поддерживаю, я считаю, что все это вовремя было сказано, что пора произвести оценку того, что происходит с украинским искусством. И я бы считал эту статью не окончательной, а началом, чтобы вести серьезную дискуссию.

Дело в том, что, если говорить об украинском искусстве, оно никакого отношения не имеет к тем процессам, которые происходят в арт-бизнесе во всем мире, и, значит, оно - немножко извращенное, субкультурное явление. Мы реально можем его проанализировать. Мы можем сказать, что художники стали продавать свои работы с появлением богатых людей. Богатые люди у нас фактически появились в конце 90-х годов - те, у кого появились излишки денег, и они решили покупать современных художников.

До этого у нас художники, в основном, существовали за счет Фонда Сороса, многие делали еще какие-то заказы в то время. Я хорошо помню времена, когда те художники, которых сегодня называют успешными, бедствовали, у них не было денег, они деньги одалживали и просто катастрофически плохо жили. Деньги Сороса, которые вливались в искусство, поддерживали определенную группу художников. Причем определенную группу поддерживали при Марте Кузьме, вторую группу поддерживали при Ежи Онухе. Или другую группу, скажем так.

Наверное, это было лучшее время для украинского искусства, в частности, для фотографии, потому что многие художники в то время пользовались мультимедийными средствами. В частности, я могу назвать Илью Чичкана, Кирилла Проценко, Арсена Савадова, того же Василия Цаголова, и многих других, кто использовал фотографию для своих высказываний, как инструмент.

Но затем, когда финансирование закончилось, эти художники вернулись на внутренний рынок и вернулись к живописи. Почему к живописи - потому что она начала уже тогда продаваться, а фотография не продается до сих пор. Хотя во всем мире фотография является сегодня ценнейшим коллекционным произведением искусства.

Если мы откроем Википедию, посмотрим списки, которые начаты приблизительно с 2001 года, где работы продаются свыше одного миллиона долларов, то мы увидим очень много современных художников, концептуальных. Это либо Дюссельдорфская школа, либо американцы, которые работают в этой области.

Теперь, если вернуться к украинскому рынку, мы можем посмотреть, что первые продажи начались во времена, когда Наталья Филипповна Заболотная руководила Украинским домом. И тогда что возникло – появились люди с деньгами, появились люди, которые контролировали какой-то рынок искусства. Значит, оставалось только их свести между собой и объяснить владельцу большого количества денег, что это стоит того, чтобы купить за какие-то там пять или десять тысяч долларов работу.

В общем-то, на Западе это забота галереи, потому что галереи занимаются продажей искусства. Но есть и отдельные арт-дилеры, которые занимаются и без галерей этим делом. Но в то время у нас еще не было отдельных арт-дилеров, стали появляться галереи, которые, в принципе, начали уже продавать работы.

Теперь, с точки зрения образования цен. Мы знаем, что искусство поделилось на эмоциональное и концептуальное. К эмоциональному мы можем отнести фигуративы и не фигуративы файн-арта, и, в принципе, эти работы нашими коллекционерами воспринимались как работы, которые можно утилитарно использовать, то есть, их можно вешать на стену. Это подход не коллекционера, а больше потребителя. И, возможно, в то время, когда наши художники еще не были так известны, не были так успешны, покупали по советам. Появлялись уже какие-то консультанты из числа галеристов, которые говорили, что вот этого художника нужно купить, и так далее.

Теперь наш рынок сформировался, и он абсолютно закрытый – потому что, если брать наших художников, мы видим, что они фактически нигде за пределами Украины не успешны. Я имею в виду не финансовый успех, а выставочный.

Потому что они не входят ни в какие списки, я уже не говорю о продажах, и так далее. Если мы будем сегодня называть художников с постсоветского пространства – это легко абсолютно вычислить через книжные магазины. Вы зайдите в любой западный книжный магазин и увидите, что представлены больше всего три имени: это Александр Родченко, который фотографировал в 20-30-е годы в Советском Союзе, Илья Кабаков, уехавший в 80-е годы на Запад, и Борис Михайлов.

Теперь возникает вопрос – а коллекционируют ли у нас этих авторов в стране? То есть, они, наверное, наиболее востребованы коллекционерами? Я думаю, что нет. Я лично знаю, что Бориса Михайлова, ну, поскольку он еще и харьковчанин, и у него украинский паспорт, я думаю, что Бориса Михайлова сегодня фактически купил лишь один коллекционер, которого действительно можно назвать коллекционером – это Виктор Михайлович Пинчук.

Это слишком дорого, наверное, для наших коллекционеров... Ну, тут, наверное, проявляется такая штука: поскольку в основном покупают файн-арт, поэтому отношение потребительское к этим работам, их можно повесить в прихожей, их можно повесить в коридоре, их можно повесить на даче. А вот, допустим, концептуальное искусство – его никуда не повесишь, его нужно где-то хранить, это уже является частью коллекции.

Поэтому, на самом-то деле, у нас таких людей и нет. Поэтому когда мы сегодня, прочитав статью Ольги Балашовой, начинаем задумываться – а что же происходит, и откуда у нас взялись художники, которые продают работы чуть ли не по сто тысяч, возникает сразу много вопросов. Я, живущий в Берлине частично, и контролирующий там фактически все главные галереи (их там около 200), вижу, что подобный файн-арт продается там от двух до семи тысяч евро. Каким образом наш уважаемый художник Криволап продает работы по сто тысяч – для меня непонятно. Я хотел бы, безусловно, посмотреть и на покупателя. Потому что я не могу себе представить, чтобы неизвестный художник из Украины, который имеет определенную репутацию на Западе, продавал успешно свои работы на западных аукционах. Безусловно, это должен быть покупатель, наверное, с нашей территории.

Потом – аукцион тоже довольно сомнительная вещь, там есть схемы, безусловно (особенно, когда появляются наши люди – схемы обязаны там появиться). И мы знаем, что были разные прецеденты, когда ловили людей, которые пропускали работы для того, чтобы обозначить более высокую стоимость, доводили ее до каких-то несусветных размеров… Для чего это делалось? Ну, в первую очередь, для того, чтобы иметь залоговую стоимость, для того, чтобы потом прийти в какой-нибудь Дойче-банк и просить, допустим, кредит. То есть, фактически, работа становилась залоговой, как недвижимость, или что-то другое. Поэтому эти схемы работают. Как они контролируются на Западе, мне трудно сказать, но, во всяком случае, поскольку у нас появились уже посредники между художником, аукционами и богатыми людьми, я думаю, что тут уже абсолютно договорные вещи, которые я не могу воспринимать серьезно.

Потому я говорю, что посещаю берлинские галереи, и вижу, что подобная живопись стоит максимум десять тысяч. Это еще нужно и имя иметь. А неизвестные художники – это 500-1500 евро. Поэтому есть масса вопросов.

Но, тем не менее, я считаю статью Балашовой очень полезной. Я считаю, что художникам не нужно обижаться, потому что, в принципе, пришло время структурировать наше искусство изобразительное. Нужно его разделить, потому что люди до сих пор ничего не понимают. Нужно им объяснять. Я думаю, что те споры, которые сегодня возникли вокруг текстов Балашовой, должны быть продолжены. Но в них должны принимать участие наши самые главные эксперты, искусствоведы.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?