Об искусстве, которое пока не понимают в Украине
Категория
Блоги
Дата публикации

Об искусстве, которое пока не понимают в Украине

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О современном концептуальном искусстве и его восприятии в нашем обществе - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

Хотелось бы поговорить о концептуальном и эмоциональном. Это термины, которые очень прочно вошли в искусствоведение, и они обозначают два разных подхода в искусстве.

Дело в том, что за все время существования школы (школы фотографии Виктора Марущенко – ред.), а нам уже 13-й год, через нас, через все наши программы прошло около двух тысяч человек. За это время очень сильно изменилась жизнь, изменились технологии, развились наши гаджеты, все стало более совершенным. Но вот сознание и вкусы людей меняются как-то недостаточно. Хотя в мире происходят большие изменения, особенно в области визуального искусства. Прежде всего, я хочу сказать о медийном арт-пространстве, которое очень сильно развилось после появления цифровой техники, фотоаппарат и видеокамера стали неотъемлемой частью инструментов художника.

Безусловно, художники, работающие в современном мире, более концептуальны и меньше работают с формой. Если говорить о современном искусстве, это принимает все более широкие масштабы.

Мы говорим о том, что современный художник работает больше со смыслом, чем с формой.

К сожалению, мы не видим этих изменений у нас. С чем это связано? Довольно сложно сказать. Возможно, с тем, что образование у нас застыло и не развивается. Возможно с тем, что, все-таки, для нас более близка, наверное, эмоциональная сторона искусства, то есть мы любим больше красивое, формальное, в хорошей раме, добротное, и чтобы можно было повесить на стену...

Если говорить о концептуальном, как его воспринимать, то я думаю, это идеи, которые возникают у художника, и которые он потом реализует при помощи изображения. Эти два подхода - то же самое, как если вы хотите построить людей, вы можете построить их по росту (это будет формальное построение), а противоположное может быть построение по дате рождения, то есть дата рождения внешне создает хаос, но, тем не менее, есть внутренний порядок, который известен только тому, кто это сделал. Вот так и с концептуальным искусством – мы не должны искать его определения через форму, потому что форма уходит на двадцать пятое место, но мы должны знать, о чем говорит художник, или читать описания.

Сегодня, если посмотреть, чем занимаются художественные вузы в Западной Европе и Америке, безусловно, они все делают осмысленно, они работают над темами, что очень важно в современном искусстве, над тематикой, особенно в медийном плане, они очень усиленно работают с концептами и идеями, и в меньшей степени, наверное, работают с картинками, потому что картинка в современном искусстве очень минималистична.

Если говорить в целом о концептуальном искусстве, то оно возникло в начале прошлого века, но описано было в 60-х годах.

Первую статью, эссе «Концептуальное искусство», написал американский философ и музыкант Флинт в 61-м году, опубликовано оно было в 63-м, и потом уже концептуальное искусство стало очень сильно развиваться. Если говорить о начале века, то, безусловно, нужно вспомнить Малевича с его супрематизмом и желанием перевести весь окружающий мир в геометрические фигуры, а также Дюшана с его Фонтаном – унитазом, который он передвигал по выставочному пространству и придавал этому новые смыслы.

Для нас все-таки больше свойственна формальная, или эмоциональная сторона.

Если даже посмотреть на нашу религию и сравнить ее с протестантской, безусловно, у нас все очень напыщенно, красиво, все хорошо пахнет, блестит, и иногда люди даже теряют смысл, почему они находятся в церкви. Теряют и тексты молитвы, не принимают участия в литургии. Если мы посмотрим на протестантов, у них полный контакт с епископом, у них полное взаимопонимание, они работают со священными текстами, затем они слушают проповедь, затем вместе обедают. Все в церкви лаконично, кроме распятия, нет никаких икон и украшения. Все это отразилось, судя по всему, на мире искусства, потому что то, что сегодня происходит в современном искусстве, для нас странно и непонятно.

Должны ли мы заниматься концептуальным искусством? Думаю, не все.

Концептуальное искусство не должно становиться у нас модой, хотя осмысленным искусством мы заниматься должны.

Мы стараемся заниматься этим в школе, хотим, чтобы ученики, которые занимаются у нас фотографией, больше раскрывались, больше производили осмысленные действия в фотографии и находили свою тему. Чтобы они вырывались за рамки отдельных фотографий.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?