Почему украинские ученые не взяли Москву и не вступили в ЕС
Категория
Блоги
Дата публикации

Почему украинские ученые не взяли Москву и не вступили в ЕС

Антон Сененко
Антон Сененко

О том, с какими проблемами сталкиваются ученые в современной Украине - в видеоблоге Антона Сененко для ONLINE.UA

Здравствуйте, дорогие друзья! Я долго думал, с чего начать свою первую запись в этом блоге, и мне кажется, что самой грамотной мыслью будет развенчание некоторых мифов, которые касаются состояния украинской научной сферы.

Начнем мы с такого прекрасного примера: на прошлой неделе украинке по происхождению, но уже, к сожалению, не гражданке нашей страны, Марине Родниной, вручили премию Лейбница, которая составляет 2,5 миллиона евро. Сумма достаточно большая, но у нее серьезные заслуги: она занималась исследованием функции рибосом и, по сути, эти же деньги будут направлены на продолжение этих исследований, причем она этими деньгами сможет распоряжаться так, как ей заблагорассудится. То есть, на какие угодно исследования, на какое угодно оборудование и т.д.

И в то же время, в контраст к этому событию, на прошлой же неделе ее украинская коллега (поскольку все ученые являются, по сути, коллегами, независимо от страны и так далее, потому что наука – это интернационально) написала пост в украинском Facebook, где попросила интернет-сообщество помочь ей проспонсировать импорт подопытных генномодифицированных мышей для исследований по борьбе с болезнями сердца. Сумма небольшая, всего одна тысяча евро. То есть, здесь одна тысяча евро, а там 2,5 миллиона.

Эти два примера показывают два разных отношения западной цивилизации к науке и нашей цивилизации – это две разных среды, в которых может развиваться интеллект. И там украинка, и здесь украинка.

Существует такой миф, что украинские ученые тупые, потому что они бедные. На самом деле, опыт показывает – и это опыт моих друзей и их друзей – что выезд украинского ученого за границу практически всегда сопровождается колоссальным рывком  в производительности.

Почему? Конечно, здесь основной причиной может быть простое пояснение – западная цивилизация развивается уже тысячу лет, и путем проб и ошибок она подобрала нужные пропорции общественных отношений, когда серьезные траты на науку не являются чем-то из ряда вон выходящим. У нас, к сожалению, страна только формируется, и, если быть честным, это только 25 лет, и мы маємо те, що маємо, это легендарная фраза.

Парадоксально вот что – у нас есть украинская армия, которая в 2014 году героически сдерживала наступление этих орд. У нас есть реформаторские процессы, которые тоже пытаются проходить в этой бюрократической волоките. И украинская наука очень сейчас схожа и перекликается с этими двумя процессами. Когда говорят: почему украинские ученые не получают нобелевские премии, я могу задать тот же вопрос – почему в 2014 году, когда началась украинско-российская война, наша армия сразу же не начала наступление на Москву и не взяла Кремль?

То же самое с реформами – почему мы в 2014 году за несколько месяцев не смогли принять весь необходимый пакет документов, чтобы получить безвизовый режим и, более того, вступить в Европейский союз?

Нобелевская премия для науки – это то же самое, что взять Москву и вступить в Евросоюз

И если на примере армии уже очевидно, что причиной развала и небоеспособности на начальном этапе было хроническое недофинансирование и фактический саботаж, убийство ее, когда наши генералы говорили – давайте продавать бомбардировщики, потому что мы не будем ни с кем воевать – это стало всем очевидно и каждый гражданин сейчас знает, что армию нужно кормить. И неважно, сколько человек там работает – если у них нет техники и нет зарплаты, они не смогут выполнять функции, которые на них возложены. То же самое с реформами – 25 лет нас политики кормили обещаниями, что они будут реформировать наше государство, и только они знают, как это делать. Итог – когда начались серьезные проблемы в нашем государстве, вмешались волонтеры, которые на первом этапе вытянули армию, закупали бронежилеты и т.п. Когда начался серьезный этап реформ, тоже подключились волонтеры, которые отодвинули продажных политиков... И то же сейчас я наблюдаю в науке. То есть волонтеры подключились к спасению украинской науки от действий неграмотных чиновников, неграмотной власти.

В следующих блогах мы обсудим, как финансируется наука, что такое фундаментальная и прикладная наука, сколько денег тратится на науку в других странах, но я скажу, что этот пример волонтерского движения, когда генномодифицированные мыши, опыты над которыми позволят спасать человеческие жизни, уже едут в Украину, это очень радует, и с этой точки зрения все будет хорошо.

А на следующей встрече мы поговорим более подробно о фундаментальной и прикладной науке.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?