О том, чем прикладная наука отличается от фундаментальной, и какая из них помогает зарабатывать деньги - в видеоблоге Антона Сененко для ONLINE.UA.
Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем второй выпуск моего блога. В прошлый раз я обещал рассказать про фундаментальную науку, про прикладную науку и про то, как они финансируются. Зачем я хочу это рассказать? Причина проста. Очень многие наши граждане считают, что наука должна зарабатывать на себя сама, и ученые должны себя окупать. Поэтому вы, как компетентные начальные специалисты в научной сфере, должны понимать, что наука априори подразделяется на две большие сферы – это наука фундаментальная и прикладная.
Что такое одно, и что такое другое?
Для того, чтобы провести понятную аналогию, давайте вспомним чудесный анекдот, когда поставили задачу найти объем резинового красного мячика. Что сделал математик? Он взял линейку, обмерил этот мячик и по своим формулам посчитал его объем. Что сделал физик? Он взял мячик, погрузил его в сосуд с жидкостью, посчитал объем жидкости, который был вытеснен из сосуда, и таким образом нашел объем мяча. И что сделал инженер? Он взял таблицу объемов красных резиновых мячей и посмотрел значение.
Так вот, очень грубо, но так оно и выглядит: прикладная наука, это когда у вас уже есть готовая таблица, но эту таблицу делают фундаментальные ученые из фундаментальной науки.
Еще более понятный, красочный пример – это пример геолога и шахтера. Геолог никогда не приносит прибыли сам по себе. Он просто берет консервы, рюкзак, молоток и уходит вдаль. Он проводит в экспедициях по сто дней, и иногда только один из них является удачным – геолог находит какой-то образец породы, он приносит его хозяину какой-то компании и говорит: смотрите, вот в том месте я нашел очень интересный материал. И уже на то место выдвигается шахтер. Казалось бы, все очевидно – если вы не будете вкладывать деньги в геолога, то шахтерам там делать нечего. Геолог прямой прибыли не приносит, но в итоге на то место, которое указал геолог, приходит шахтер, и получаются уже миллиардные прибыли: шахта угольная, нефтяная и тому подобное. Поэтому вы должны четко понимать, что априори фундаментальная наука сама по себе прибыль никогда не приносит.
Самый прекрасный пример, который я обожаю – теория относительности Альберта Эйнштейна. Он, в принципе, очень неплохо на нее потратился, потратил очень много времени, потратил два цента на карандаш и один доллар на бумагу, сидел много лет и ее придумывал. Какой от нее толк? Особенно на то время инвесторам – просто перенестись туда, прийти к Эйнштейну и спросить: мужик, зачем ты это сделал? Вообще непонятно, куда ты потратил деньги налогоплательщиков. Итог таков, что сейчас по орбите летают спутники, которые составляют группировку глобальной системы позиционирования, и вся эта система GPS работает только благодаря теории относительности Эйнштейна. Именно поэтому она такая точная, классная, и все вы ею пользуетесь. Как мог Эйнштейн, изобретая свою теорию, предположить, что у нее будет такой практический выхлоп через десятки лет?
И так со многими открытиями. То есть, фундаментальная наука – это когда вы берете просто кусок провода, наматываете его на электроды и изучаете его сопротивление. Когда вы берете телескоп и просто изучаете just for fun, ради удовольствия, строение какого-то вещества. Это многое и многое другое, но в большинстве своем даже сами ученые-фундаментальщики никогда не могут предположить, а зачем их открытие, и какую пользу оно принесет людям.
Та же самая радиоактивность – на момент ее открытия не было очевидно, что будут атомная бомба или атомная электростанция. То же самое было с электричеством. То же самое было с термодинамикой – кто мог подумать, что термодинамика станет основой двигателя внутреннего сгорания, а сейчас это миллиардный рынок автоперевозок.
Вот к чему весь наш разговор. Когда вам в следующий раз кто-то скажет, что наука должна себя окупать, вы сразу же должны уточнять – это прикладная наука должна себя окупать, или фундаментальная? С прикладной наукой действительно проблем нет – когда у вас есть таблица объемов красных резиновых мячей, то, в принципе, усовершенствовать мячи, поменять их краску, сделать их из какой-то более хорошей резины проблем уже не составляет. Но вот, например, у вас у всех есть мобильные телефоны, у них жидкокристаллические дисплеи – поинтересуйтесь, как открыли жидкие кристаллы. Не было заказа в конце ХIХ - начале ХХ века на открытие жидких кристаллов, чтобы делать этот дисплей. Константы упругости этих молекул тоже никто не мерял под заказ, никто на это не выделял миллионы инвестиций и т.п.
И последние громкие события, наверное, одни из самых громких событий этого десятилетия, это открытие гравитационных волн – вот вам яркий пример фундаментальной науки. На всю эту процедуру было потрачено несколько миллиардов долларов, десятки лет… Вопрос – зачем? Зачем люди ищут эти гравитационные волны, и что это дает человечеству? Никто не может сказать. Я могу сказать вам навскидку, как говорят многие ученые-фундаментальщики, что это даст возможность исследовать дальние границы вселенной. Но простите, что это дает сейчас?
Стоит понимать, что развитые, цивилизованные государства себе такой вопрос даже не ставят. Они готовы потратить эти сто дней, на которые геолог идет в поля, чтобы найти кусок породы, для того, чтобы получить это знание. Фундаментальная наука принципиально дает знание.
Вы тратите 100 долларов, 99 долларов вы гарантированно потеряете, то есть 99 направлений исследований зайдут в тупик. Но этот один доллар, который себя окупит, то есть исследование, которое принесет какой-то результат, даст вам потом миллиардные прибыли. Это четко стоит помнить. То есть, по сути, фундаментальная наука является тем стартером, который запускает экономику. Например, развитые страны тратят на науку 2-3% ВВП. Без этих процентов невозможен дальнейший рост остальных 97-98% ВВП. И невозможна прикладная наука. Фундаментальная наука является базой всего: технологической базой, финансовой базой, экономической базой развития экономики.
В следующем блоге поговорим о Национальной академии наук – чем она занимается, и куда девает деньги.