Американская писательница Памела Друкерман, которая стала известна благодаря культовой книге "Французские дети не плюются едой", побывала в Киеве. Lady.ONLINE.UA поговорила с автором нашумевшего бестселлера, узнала несколько секретов "французского" воспитания, а также получила ценные советы: как остаться желанной женщиной, как приучить ребенка есть вместе со всей семьей, как делегировать домашние обязанности, защитить детей от компьютеров и так далее.
Памела знает проблемы работающих мам не понаслышке. Она воспитывает троих детей и одновременно работает. До рождения детей Друкерман была журналисткой - с 1997 по 2002 годы работала репортером в The Wall Street Journal, печаталась в The New York Times, The Washington Post, The Guardian, The Observer, Marie Claire и др. После замужества они с мужем-британцем решили жить в Париже. Там и растут их дети, а также пишутся книги Памелы.
- Вы работаете и воспитываете троих детей. Каким образом делятся домашние обязанности между вами и мужем? Как это, в принципе, обычно происходит во Франции?
- Думаю, Франция находится где-то между Америкой и Украиной, если говорить об участии отцов. На самом деле, этот вопрос в Украине мне задавали больше всего: насколько задействованы отцы во французской жизни?
Кажется, это одна из главных проблем украинских мам. Поскольку, с одной стороны, есть своего рода валоризация (повышение значимости, - Lady.ONLINE.UA) материнства и женщин, жертвенности ради своих детей. Но, с другой стороны, есть чрезвычайно образованные, способные, амбициозные женщины и экономическая необходимость работать. Так каким же образом сбалансировать эти две стороны?
Думаю, что Украина - это страна, где представления женщин о том, что они хотели бы видеть в партнере, не совпадают с представлениями мужчин, о том, каково должно быть их участие в повседневной работе по воспитанию детей. Франция, мне кажется, чуть-чуть ближе к американской модели. Американский идеал – это пятьдесят на пятьдесят. А французский идеал – это когда мужчины играют важную роль и принимают очень активное участие, но никто не стремится, сейчас или в принципе, к равенству.
- Возможно, Вы можете дать совет о том, как привлечь мужа к помощи?
- Соблазнение. Все дело в соблазнении. Нет, я просто шучу... Есть одна вещь, которую я поняла во Франции. Это то, что дети (и не только французские) вполне способны участвовать во всех аспектах семейной жизни. И, знаете, дети ведь не только для того, чтобы получать хорошие оценки и учиться играть на скрипке. Они действительно могут быть полезны в помощи по дому, и им тоже можно поручать работу. Поэтому, насколько это возможно, я стараюсь научить своих детей быть полноценными членами семьи, а не просто клиентами.
- Если говорить о соблазнении. Как сохранить романтику в отношениях между супругами, когда рождаются дети? Как не превратиться в "мамочку"?
- У нас есть такое выражение в английском языке, я не знаю, есть ли оно у вас в украинском. MILF. Слышали о таком? Я не буду переводить для вашей аудитории, потому что уверена, что это неприлично. ("mother I'd like to f*ck", что переводится как "мама, с которой я хотел бы заняться сексом", - Lady.ONLINE.UA). Но когда я рассказала французским матерям об этом выражении, они посчитали его очень забавным, поскольку считают, что нет никаких причин, почему мать не может быть сексуальной.
Думаю, что и в Америке, и, возможно, в некоторой степени, здесь - так же. Как только ты забеременела, ты видишь себя превращающейся из женщины в мать, и, в некотором роде, оставляешь часть прежней себя позади. В то время, как во Франции, мне кажется, они видят это как непрерывный процесс. Это часть их истории. Французские матери раньше отправляли своих детей к кормилицам, как только они рождались, чтобы продолжать жить своей жизнью. И теперь у них что-то типа более слабой версии такого подхода.
- Вам было легко принять эту идею?
- Да, мне было легко принять это стремление, но не обязательно воплощать это в жизнь.
- Об адаптации: какие правила, коды, о которых вы пишете, было легче привить вашим детям, а какие - сложнее?
- Французские идеи о еде очень разумны и действенны. Есть много способов накормить своих детей, хороших способов. Я живу во Франции, и я вижу эффективность французских реалий. Они разворачиваются передо мной как откровение. И поэтому я следовала им довольно строго. Придерживалась некоторых очень простых идей, например, не кормить детей в промежутках между приемами пищи, чтобы, когда они садятся за стол, были действительно голодны. И, вы знаете, даже для взрослых это хорошая тенденция - садиться обедать, когда на самом деле чувствуешь голод.
А еще подавать еду, где первыми идут овощи. Даже если это просто тарелка помидоров с огурцами. Или какая-нибудь морковка с соусом. Смотрите, у вас есть голодные (дети, - Lady.ONLINE.UA)... Это же просто логично! А потом, когда я возвращаюсь в Америку, то вижу, как дети весь день перекусывают, а затем родители жалуются, что они не едят хорошо во время обеда. Им кажется, что за этим кроется какая-то огромная тайна. Но ведь совершенно очевидно, что происходит. Так что эта часть, я думаю, далась (во Франции, - Lady.ONLINE.UA) легко. И это также легче делать в условиях, где дети не перекусывают за час до обеда. Где вы можете, скажем так, войти в культурный ритм того места, где находитесь. Это действительно работает. Кстати, это хорошо и для меня. Я работаю дома, потому это сложно, но стараюсь не есть постоянно в течение всего дня.
- Как Вы думаете, что же самое главное, чему нужно научить своего ребенка? Вы много говорите о терпении, это именно то - самое главное?
- Дело в том, что терпение – это мышца. И французы понимают, что это не то качество, с которым или без которого ты родился, но это что-то, чему мы можем научиться. Это то, о чем они в буквальном смысле говорят: "Вы должны научить своего ребенка терпению".
Как и во многих областях, в своей повседневной жизни французы наткнулись на то, что ученые изучали людей с помощью МРТ-машин и годами проводили эксперименты: терпение – это мышца. И родители во Франции тратят много времени, пытаясь научить своих детей терпению просто с помощью повседневной жизни.
Ведь так просто сказать: "Знаешь, мы не будем сейчас кушать. Ты дождешься обеда и тогда поешь". Они не морят своих детей голодом, они просто говорят: "Мы собираемся кушать через двадцать минут, ты не будешь есть банан прямо сейчас". Или есть в определенной последовательности, или дождаться, пока все сядут за стол, чтобы вы могли поесть вместе. Или на выходных вместе с родителями испечь торт.
Памела Друкерман. Фото: alchetron.com
Пищевые правила во Франции созданы, в определенной степени, для того, чтобы научить детей терпению. Но вы также можете услышать, что родители все время говорят: "Подожди минуту".
В Америке с этим очень сложно. Например, очень сложно вести разговор, когда между двумя родителями есть дети, потому что вас просто постоянно прерывают. Но во Франции (да, не обязательно, что так происходит всегда, но, по крайней мере, согласно культурным правилам) правильно будет обратиться к ребенку и сказать: "Я сейчас разговариваю, и тебе придется подождать минуту". Так что это также учит ждать.
И да, французские родители думают, что если ребенок не может ждать, это значит, что он, в некотором смысле, не в состоянии контролировать свои эмоции. То, что у него есть острая необходимость получить все, что ему нужно, прямо сейчас. Французы уверены, что если ребенок не может успокоиться и контролировать себя хотя бы немного, это делает его несчастным, Поэтому они считают, что у детей должен быть определенный уровень временного самоконтроля.
Вы знаете, когда я писала свою книгу, я писала ее для американских и, наверное, британских родителей. И я понятия не имела о том, что тенденции воспитания детей, которые существуют у нас в Америке, распространены практически во всем мире. Это происходит и в Украине. Я была в Бразилии, я получаю письма от матерей в Корее. Так по всей Европе. Я разговаривала с норвежками, которые испытывают то же самое. У всех есть разные названия для этого, конечно. Но, кажется, такого рода тревожное воспитание охватило мир по ряду разных причин. И я думаю, что везде среди родителей происходит своего рода самокопание: "Что мы делаем? Стоит ли чего-то эта жертва? Помогает ли это детям?" Я не знаю ответов на эти вопросы, но я знаю, что это, безусловно, сделало воспитание детей менее приятным.
Только посмотрите! Есть удивительные статистические данные в Америке, что люди, у которых есть дети, менее счастливы, чем те, у кого их нет. И родители становятся несчастнее с каждым новым ребенком.
- Что самое важное, что нужно помнить при воспитании ребенка? Какой совет вы дали бы молодым родителям?
- Не думаю, что лично я давала бы советы. Но могу присоединиться к совету, который слышала от французских матерей. Французское решение многих проблем сводится к одному: слушайте. Внимательно слушайте ребенка. Больше общения. И больше свободы. Французская концепция, на самом деле, состоит в том, что дети жаждут научиться самостоятельности...
- Есть ли страна, у которой Вы хотели бы перенять некоторые правила воспитания детей? Может быть, даже больше, чем французские?
- Ну, я думаю, что в любом месте можно найти вещи, которым стоит поучиться. Может, кто-то даже написал книгу, где он ездит по всему миру, находя в каждой из посещаемых стран лучшие родительские секреты. Теперь есть новая книга о датском воспитании детей. И есть о голландском воспитании. Очевидно, у всех этих стран есть мудрость, которой можно научиться.
- Как выглядит ваш обычный день?
- Паника, еда, паника, еда, паника, сон, опять еда. Так выглядит мой обычный день (смеется, - Lady.ONLINE.UA).
- Может быть, вы хотели бы что-то в нем изменить?
- Я хотела бы тратить меньше времени на интернет и больше времени работать.
- Контролируете ли вы своих детей в том, сколько времени они проводят в интернете, сколько смотрят телевизор?
- У меня в этом вопросе возникает конфликт: мои дети растут двуязычными. Поэтому я хочу, чтобы они смотрели как можно больше американского телевидения. Но я также боюсь, что они будут слишком много времени проводить у монитора.
В принципе, мы делаем то, что и многие родители, и это привычно для французских родителей-представителей среднего класса. Мы говорим: "Вы можете проводить у экрана определенное количество времени, если вы смотрите что-то хорошее".
- Вы написали статью в The New York Times о террористической атаке в Париже в ноябре прошлого года. Как ваши дети с этим справились? Как французские родители поступают в таких ситуациях?
- Сейчас у Франции трудное время, все очень обеспокоены. Но французы считают, что вы не можете скрыть мир от детей. Вы знаете, один эксперт сказал мне: "Дети живут не на Марсе. Они живут на одной с нами планете".
И для французских родителей самое худшее, что вы можете сделать (и не только касательно терроризма, но и развода или смерти) - это если ребенок думает, что что-то происходит, но вы об этом не упоминаете, вы об этом не говорите, не облекаете это в слова.
И французский подход практически всегда заключается в том, что вы должны объяснить детям, что происходит. Да, вы делаете это соответственно их возрасту, но говоря при этом правду. Вы не врете им, не пытаетесь что-то скрыть. Это был и мой подход. Я старалась следовать ему. Если у ребенка есть вопрос, у него есть право получить ответ на этот вопрос. Но вы делаете это так, чтобы одновременно его и успокоить. Но вы не обещаете того, чего не сможете выполнить.
- Многим украинцам трудно сказать детям "горькую правду".
- Французы на это ответили бы, что ребенок и так уже все знает. Поэтому гораздо страшнее вообще ничего ему не объяснять. Потом об этом сожалеешь.
Беседовала Вера Кравченко