Быть родителями школьника тяжело, но тяжелее всего родителям первоклассников. Детский психолог Екатерина Кес советует, как вам действовать, чтобы ребенок хотел ходить в школу, чтобы не уставал и успевал.
Lady.ONLINE.UA со ссылкой на Ipsyholog предлагает вам ознакомиться с этими советами. Кстати, рни подойдут не только родителям первоклассников.
1) Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».
2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3) Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много работать. Убедитесь, что ребенок попил достаточно воды.
4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
5) Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте «на потом», выслушайте, это не займет много времени.
6) Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет все сам. Лучше всего здесь использовать «активное слушание».
7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат ребенка. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.
8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2–3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 до 17.00. Занятия вечерами бесполезны, ребенку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Завтра придется все начинать сначала.
9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Во время таких переменок важно, чтобы ребенок встал и подвигался, размялся.
10) Во время приготовления уроков не сидите у ребенка «над душой», дайте возможность ему поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («у тебя все получится», «вот молодец», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если пока не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
11) В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…»
Такая формулировка объясняет ребенку определенную последовательность событий. Когда произойдет событие «Y» , тогда произойдет событие «X» . Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать».
12) И, конечно, наше любимое королевское правило: найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, компьютер, телефон, телевизор и общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Делайте в это время с ребенком именно то, что интересно ему.
13) Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности в учебе.
14) Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и тому подобное.
15) Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.
Также читайте, о 10 важных вещах, которые родители должны успеть сделать до первого сентября.